Дата поступления: 
01.01.2021
Год: 
2021
Номер журнала (Том): 
УДК: 
629.734/.735, 519.635.4
DOI: 

10.26731/2658-3704.2021.1(9).7-16

Файл статьи: 
Страницы: 
7
16
Аннотация: 

Статья раскрывает одну из основных проблем, препятствующих серийному производству экранопланов – проблему продольной неустойчивости, основной причиной которой является необратимый процесс увеличения угла кабрирования, что может привести к перевороту судна; рассмотрены критерии устойчивости экранопланов. Также изучены способы обеспечения необходимой устойчивости. Отмечено, что проблема обеспечения устойчивости экранопланов может быть решена созданием автоматической системы стабилизации, либо выбором специальной геометрии несущих поверхностей и их компоновки в аэродинамической схеме – самостабилизация. Рассмотрена экстремальная задача оптимизации несущей поверхности экраноплана, находящегося в установившемся потоке идеальной несжимаемой жидкости, сформулированная с учётом требования самостабилизации.

Список цитируемой литературы: 
  1. Юрьев Б. Н. Влияние земли на аэродинамические свойства крыла. Вестник воздушного флота, №1, 1923.
  2. Панченков А. Н., Драчев П. Т., Любимов В. И.  Экспертиза экранопланов. Н. Новгород: Типография «Поволжье», 2006. 656 с.
  3. Шавров В. Б. История конструкций самолётов в СССР до 1938 года. – 3-е изд., исправл. – М.: Машиностроение, 1986 – 752 с., ил.
  4. Петров Г. Ф. Гидросамолёты и экранопланы России: 1910-1999. — М.: Русавиа, 2000. — 248 с.
  5. Ганин С. М. Создание экранопланов: от прошлого века до наших дней // Транспорт Российской федерации. – 2014 - № 6 (55).
  6. Суржик В. В. Структурно-параметрический синтез математических моделей экранопланов: монография – Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2012 – 196 с.
  7. Иродов Р.Д. Критерии продольной устойчивости экраноплана // Ученые записки ЦАГИ, 1970. Т.1, № 4. c. 63-72.
  8. Белецкая С. Б. Оптимизация конструктивных параметров несущих гидродинамических комплексов скоростных судов: Рукопись диссертации на соискание ученой степени канд. техн. наук: 05.08.01, 05.08.03. – Нижний Новгород, 1999. – 188 с.
  9. Аршинский Л. В. Оптимизация геометрии крыла вблизи опорной поверхности: Рукопись диссертации канд. физ.-мат.наук: 01.02.05. – Иркутск, 1990. – 190 с.
  10. Панченков А. Н. Квадрупольная теория крыла // Асимптотические методы в динамике систем. – Новосибирск: Наука, 1980. – с. 5-116.
  11. Панченков А. Н. Теория оптимальной несущей поверхности. – Новосибирск: Наука, 1983. – 256 с.
  12. Панченков А. Н. Основы квадрупольной теории крыла вблизи твёрдой границы // Асимптотические методы в теории систем. – Иркутск, 1974. – с. 68-98.
  13. Скоробогатова М. В., Аршинский Л. В. Методика численного определения оптимальной формы низколетящего крыла как элемента системы «Летательный аппарат – поверхность» // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. – Иркутск: ИрГУПС, 2017. – №3 (55). – c. 168-174.
  14. Скоробогатова М. В., Аршинский Л. В., Данеев А. В. Системный подход к расчёту оптимальной формы низколетящего крыла методом Релея-Ритца // Вестник бурятского государственного университета. Математика, информатика. – Улан-Удэ: Изд. Бурятский государственный университет, 2017. – №3. – с. 40-53.
  15. Калиткин Н. Н. Численные методы. Москва: Наука, 1978 г. – 512 с.