Дата поступления: 
01.11.2020
Год: 
2020
Номер журнала (Том): 
УДК: 
62-567.7
DOI: 

10.26731/2658-3704.2020.3(8).29-44

Файл статьи: 
Страницы: 
29
44
Аннотация: 

На основе анализа ряда работ, посвященных подвескам автомобилей, приводится краткая их классификация, в частности, − классификация систем управления подвеской автомобилей и других транспортных средств. Приводятся их достоинства и недостатки. В качестве основных недостатков существующих и рассматриваемых в литературе систем является их неспособность функционировать в условиях текущей неопределенности параметров подвески, автомобиля и внешних возмущений, а также невозможность оперативного парирования возмущений. Формируется новый алгоритм управления адаптивной подвеской, способный функционировать в условиях текущей неопределенности указанных параметров. Он строится на основе текущей перестройки системы управления на основе параметрической идентификации математической модели объекта управления, проводимой в текущем времени функционирования системы управления, и неявной эталонной модели. В качестве управляемого элемента используется регулируемая степень демпфирования амортизатора подвески с помощью магнитореологической жидкости. На примере одномассовой модели подвески «четверть автомобиля» проведено модельное исследование эффективности полученного алгоритма, а также его сравнение  с наиболее близким по поставленной задаче − методом мгновенного переключения степени демпфирования подвески.

Список цитируемой литературы: 
  1. Белоусов Б.Н., Меркулов И.В., Федотов И.В. Управляемые подвески автомобилей // Автомобильная промышленность, 2004, № 1. − С. 23-24.
  2. Юрлин Д.В., Бахмутов С.В., Кулагин В.А. Базовые алгоритмы управления жёсткостью пневмоэлементов подвески автомобиля // Труды НАМИ. – 2020. – № 1 (280). – С. 20–35.
  3. Жилейкин М. М., Мардеева Л. Р., Вержбицкий А. Н. Разработка адаптивного релейного закона управления демпфированием подвески многоосных колесных машин с целью противодействия продольно-угловым колебаниям корпуса // Наука и образование. МГТУ им. Н.Э.Баумана. Электрон. журн. 2013, №8, 2013. Режим доступа: http://technomag.bmstu.ru/doc/567732.html.
  4. Жилейкин М. М. Сравнительный анализ эффективности работы непрерывной и релейной систем управления подвеской многоосных колесных машин // Наука и образование. МГТУ им. Н.Э.Баумана. Электрон. журн. 2012, №3. Режим доступа: http://technomag.edu.ru/doc/347783.html.
  5. Машков И.И. Синтез системы управления подвеской автомобиля, построенной на основе магнитореологического амортизатора. Автореферат дисс. на соиск. уч. ст. к.т.н. Московский государственный институт радиотехники, электроники и автоматики. 2004. 20с.
  6. Калинин П.С., Горелов В.А., Жилейкин М.М. Анализ параметрических  моделей магнитореологических демпфирующих устройств для колесной транспортной техники // Известия высших учебных заведений. Машиностроение. 2012. № 2. С. 25-31.
  7. Системы современного автомобиля: сайт. – URL: http://systemsauto.ru/pendant/adaptive_chassis.html (дата обращения: 20.04.2020).
  8. Бесекерский В.А., Попов Е.П. Теория автоматического управления. – С.Петербург: Профессия, 2003. 747 с.
  9. Машков И.И. Синтез системы управления подвеской автомобиля, построенной на основе магнитореологического амортизатора. Автореферат дисс. на соиск. уч. ст. к.т.н. Московский государственный институт радиотехники, электроники и автоматики. 2004. 20с.
  10. Шелгинских И.Н. Рациональное демпфирование в системе подрессоривания для обеспечения устойчивости автомобиля при высокоскоростном маневрировании // Труды НАМИ. – 2019. – № 1 (276). – С. 55-63.
  11. Кеян А.К., Сопин П.К. Алгоритм управления электромагнитной подвеской // Сборник статей всероссийской научно-практической конференции для аспирантов, студентов и молодых учёных «Современные технологии: проблемы и перспективы». 2019. С. 161-167.
  12. Жилейкин М. М. Синтез адаптивной динамической непрерывной системы гашения колебаний корпуса многоосных колесных машин // Наука и образование. МГТУ им. Н.Э.Баумана. Электрон. журн. 2011, №10. Режим доступа: http://technomag.edu.ru/doc/347169.html.
  13. Жилейкин М.М., Федотов И.В. Алгоритм комплексного оптимального управления демпфированием в подвеске колесных машин// Известия высших учебных заведений. Машиностроение. Транспортное и энергетическое машиностроение. 2017, №8. С.46-53.
  14. Андреев М.А., Семенов С.Е. Система управления адаптивной пневмогидравлической рессорной колесной машины с изменяемой упругой характеристикой// Наука и образование. МГТУ им. Н.Э.Баумана. Электрон. журн. 2013, №11. Режим доступа: http://technomag.bmstu.ru/doc/645542.html.
  15. Никифоров П.А., Бураков М.В. Управление активной подвеской автомобиля // Проблемы и перспективы студенческой науки, Научно-исследовательский центр «МашиноСтроение», 2018, №2(4). – С. 57-59.
  16. Кузьмин В.А., Годжаев З.А. Сравнительная оценка эффективности виброзащиты активной системы подрессоривания с ПИД-регулятором // Тракторы и сельхозмашины. №3. 2018. − С. 62-67.
  17. Попов А.В. Моделирование и управление системой подрессоривания автомобиля в среде Matlab-Simulink: Магистерская диссертация. – С.Петербург: СПУ Петра Великого, 2018. −53с.
  18. Чернышов К.В. Улучшение виброзащитных свойств и стабильности характеристик пневмогидравлических рессор. Автореферат дисс. на соиск. уч. ст. к.т.н. Волгоградский ГТУ. 1999. 22с.
  19. Жданов А.А., Липкевич Д.Б. AdCAS система автономного адаптивного управления активной подвеской автомобиля //Труды института системного программирования РАН. 2004, т.7, С. 119-159.
  20. Рынкевич С.А. Адаптивные системы управления АТС // Автомобильная промышленность, 2005, № 6. − С. 36-38.
  21. Годжаев З.А., Сенькевич С.Е., Кузьмин В.А. Виброзащита гидравлической системы подрессоривания мобильных машин // В сборнике: Инновационные идеи молодых исследователей для агропромышленного комплекса России. Сборник материалов Международной научно-практической конференции молодых ученых. 2019. − С. 60-63.
  22. Огрызков С.В. Экстремальная система регулирования плавности хода автомобиля // Вісник СевНТУ: зб. наук. пр. Вип. 134/2012. Серія: Машиноприладобудування та транспорт. − Севастополь, 2012. – С. 71-74.
  23. Чернышов К.В., Поздеев А.В., Рябов И.М. Виброзащитные свойства подвески автомобиля при оптимальном мгновенном регулировании демпфирования в цикле колебаний // Пром-Инжиниринг: труды V всероссийской научно-технической конференции. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2019. − С.57-62.
  24. Заковырин И.А., Круглов С.П. Вопрос о реализации самонастройки в системе управления адаптивной полуактивной подвески транспортного средства [Электронный ресурс] // Молодая наука Сибири: электрон. науч. журн. – 2020. –No2(8)  –Режим доступа: –http://mnv.irgups.ru/toma/28-20, свободный. –Загл. с экрана. –Яз. рус., англ. (дата обращения: 3.07.2020).
  25. Чернышов К. В. Обзор основных алгоритмов регулирования демпфирования в подвеске автомобиля / К. В. Чернышов, М. Ю. Хрипков // Символ науки. – 2016. №4, ч.3. – С. 140-144.
  26. Льюнг Л. Идентификация систем. Теория для пользователя: Пер. с англ. / Под ред. Я.З. Цыпкина. − М.: Наука, 1991.
  27. Круглов С.П. Модификации рекуррентного метода наименьших квадратов с фактором забывания для функциональной устойчивости текущего параметрического оценивания динамических процессов// «Информационные технологии и математическое моделирование в управлении сложными системами»: электрон. науч. журн. –2019. –№1. –С. 1-12–Режим доступа: http://ismm-irgups.ru/toma/12-2019, свободный. –Загл. с экрана. –Яз. рус., англ. (дата обращения: 22.09.2020).
  28. Круглов С.П. Адаптивная автоматизация пилотирования самолетом на больших углах атаки на основе упрощенных условий адаптируемости. Монография. Иркутск: Иркутский филиал Московского государственного университета гражданской авиации, 2012. – 248 с.